Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Сампсониевский собор > Духовная и богослужебная деятельность

Духовная и богослужебная деятельность

Малое Евангелие с серебряными накладками. 1703 г.Страшный Суд фряжского письма. 1730-еПо некоторым данным, со дня своего освящения и открытия Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге стал главным воинским храмом города. Здесь проводились богослужения для воинских частей, квартировавших на Охте, Петербургской и Выборгской сторонах.

После смерти императора Петра I ежегодные празднования в честь Полтавской баталии прекратились, торжественно отметили только столетие и стопятидесятилетие этой победы. Особенно широко праздновалось 200-летие Сампсониевского собора в 1909 году. В марте того же года по Указу Святейшего Синода храм получил статус собора.

Интересно отметить особенность интерьера этого храма - так называемые места "для сирых и убогих", огражденные возвышения на западе приделов Михаила Архангела и Иоанна Богослова. Скорее всего, они были предназначены для опоры и отдыха инвалидов и немощных обитателей приютов при соборе, которые не могли выстоять все богослужение на ногах.

По воскресным дням в храме проводились духовные беседы с паствой. В 1885 году здесь была открыта церковно-приходская библиотека, которой пользовались в основном бедные прихожане. А в 1888 году А.Ф.Путивский организовал при храме хор, и руководил им до апреля 1906 года.

Малое Евангелие 1703 года Киевского издания с серебряными накладкамиСлужбы в Сампсониевском соборе прекратились 27 июля 1938 года.

После шестидесятичетырехлетнего перерыва в двух отреставрированных приделах храма богослужения возобновились 21 мая 2002 года. Настоятелем Сампсониевского собора стал назначенный Епархией протоиерей Иоанн Малинин.

Совмещение в соборе музейной и богослужебной деятельности различными путями решает одну и ту же духовную задачу развития и просвещения горожан. Музей воспитывает в них культурно-историческое самосознание как части русского народа, церковь - возрождает утраченную духовность.

Подготовлено П.М.Званцевым